образовательное учреждение
№ 130 г. Липецка
Выпускник со всех сторон
`Модель выпускника ДОУ (скачать)
«Модель выпускника ДОУ»
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
и ФГОС начального общего образования».
Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).
Для выстраивания предполагаемого результата образовательной деятельности детского сада, определения важных качеств личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник - выпускник, при подготовке образовательной программы составляется так называемая «модель выпускника», т.е. тот желаемый образ ребенка – дошкольника на выпуске из детского сада, который педагогический коллектив хочет видеть перед поступлением в школу. Однако, построение такой модели, которая бы удовлетворяла и педагогов детского сада и учителей разных школ, куда поступают выпускники ДОУ, на протяжении последних лет было проблематично в связи с использованием в образовательных учреждениях разных вариативных программ и технологий, о чем уже было сказано выше.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определенным образом стандартизируют содержание дошкольного образования и позволяют определить (спрогнозировать) образ выпускника - интегральные результаты освоения основной образовательной программы, которые он может приобрести в процессе освоения программного материала по любой образовательной программе, в каком бы образовательном учреждении, ребенок его не получал, для обеспечения ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание основной образовательной программы дошкольного образования реализуется по основным направлениям развития ребенка - физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Определение результата освоения основной образовательной программы в дошкольном возрасте осуществляется через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка – дошкольника.
Качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
В процессе освоения программного содержания у детей развиваются физические, интеллектуальные и личностные качества:
личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально - нравственное развитие;
физические качества – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо - и физиометрические показатели;
интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Классификация качеств на физические, личностные и интеллектуальные условна, т.к. для формирования любого вида требуется системное развитие ребенка, т.е. в процессе освоения образовательной программы у детей развиваются интегративные качества.
ФГОС дошкольного образования задают нам определенный набор целевых ориентиров, которые должны формироваться у ребенка в процессе освоения программы на каждом возрастном этапе. В каждой возрастной группе содержание целевых ориентиров конкретизируется и усложняется.
Реализация основной образовательной программы в группах дошкольного возраста, направлена на формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих подготовку детей к обучению в школе, их социальную успешность. В представляемую нами модель выпускника универсальные предпосылки учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования также интегрированы.
В основе построения «модели выпускника» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования лежат принципы системно - деятельностного и компетентностного подхода. Данные принципы предполагают в процессе реализации основной общеобразовательной программы формировать у воспитанников ключевые компетенции (личностные, коммуникативные, интеллектуальные, социальные, общекультурные, здоровьесберегающие), т.е. способность использовать усвоенные знания по образовательным областям в реальных жизненных ситуациях. При этом педагогами, в ходе образовательной деятельности, создаются условия для того, чтобы ребенок осваивал содержание реализуемой в ДОУ программы в процессе собственной активной деятельности с учетом ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах позволяют выработать единые подходы преемственности детского сада и школы, обеспечить непрерывность образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит школам, как преемникам дошкольной ступени образования строить свою работу на достижениях ребенка - дошкольника и осуществлять свою образовательную деятельность, используя и развивая его потенциал.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
старшего дошкольного возраста ДОУ № 130
(в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО)
Линия развития |
Показатели развития (интегративные качества) |
Физическое развитие |
Физическое развитие соответствует возрастным нормам. Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: v проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям); v владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту; v достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость); Сформированы ценности здорового образа жизни: v имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним; v имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня; v проявляет желание заботиться о своем здоровье |
Познавательное развитие |
Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей Проявляет любознательность, познавательную активность: v интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); v задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; v способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому; v проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого); v принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту: v владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации; v применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; v способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его. Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом |
Речевое развитие |
Речь выпускника: v словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух; v адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; v владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). v использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); v способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут; |
Социально— коммуникативное развитие |
Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: v имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; v имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; v имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.) Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей). Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера). Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом: v имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо); v способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали; v принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения (работать в коллективе, не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу), v соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах; v может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения; v проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру. Проявляет положительное отношение к разным видам труда Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены |
Художественно - эстетическое развитие |
Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства. Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента. Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его; Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения). Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности. |
Универсальные предпосылки учебной деятельности
(в соответствии с ФГОС НОО)
Универсальные предпосылки учебной деятельности:
|
Личностные УПУД: v Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения. Познавательные УПУД: v Проявляет любознательность и познавательную активность; v Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УПУД: v Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци. v Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). v Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Коммуникативные УПУД: v Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |